FAIL (the browser should render some flash content, not this).

 



 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 






Назад к предыдущей статье

О поминовении усопших




Дни особого поминовения усопших.

Каждый день недели в Православной Церкви приурочен к особому воспоминанию. Суббота же посвящена памяти всех Святых и почивших. В субботу (означающую по-еврейски - покой) Церковь молится за всех перешедших от земли в загробный мир.

Кроме ежедневных молитв и молитв в субботы в году есть отдельные дни, преимущественно посвященные молитвам за усопших. Это так называемые родительские дни:





1. Вселенская мясопустная родительская суббота. Она бывает за неделю до Великого поста. Название мясопустной эта суббота получила по следующему за ней дню - "Недели мясопустной", т. е. дню, в который последний раз разрешается есть мясо.

2. Родительская вселенская суббота 2-й недели Великого поста

3. Родительская вселенская суббота 3-й недели Великого поста

4. Родительская вселенская суббота 4-й недели Великого поста

5. Радоница - родительский день на Красную Горку.
Вторник второй недели после Пасхи. Радоницей этот день назван в ознаменование радости живых и усопших о Воскресении Христовом.

6. 9 мая - день поминовения всех погибших и трагически умерших в период Великой Отечественной войны

7. Семик — (седьмой четверг после Пасхи).
День поминовения усопших, умерших не своей смертью. В первую очередь утопленников, самоубийц, а также детей, которые умерли некрещеными.

8. Троицкая вселенская Родительская суббота или «Троицкие деды», «Задушная».
Суббота перед днем Святой Троицы. В настоящее время сложился неправильный обычай считать родительским днем сам праздник Троицы.
Радоница и Троицкая суббота считаются главными родительскими днями. В эти дни принято после церкви посетить кладбище.

9. 11 сентября. Усекновение главы Иоанна Предтечи.
Церковь совершает поминовение православных воинов, за Веру и Отечество на поле брани убиенных. Поминовение это установлено в 1769 году во время войны с турками и поляками по указу императрицы Екатерины II.
День постный: пост должен состоять «в трапезе из елея, овощей или что Бог дарует от таковых». По православной традиции в этот день не едят круглых овощей.

10. Димитриевская родительская суббота - суббота за неделю перед праздником памяти великомученика Димитрия Солунского (8 ноября по новому стилю), Небесного Покровителя благоверного великого князя Димитрия Донского. Одержав победу на Куликовом поле, князь Димитрий совершил поименное поминовение павших на поле брани воинов накануне своего дня Ангела. С тех пор Церковь поминает в этот день, названный народом Димитриевской субботой, не только воинов, погибших за Отечество, но и всех усопших православных христиан.

В родительские дни православные христиане посещают храмы, в которых совершаются заупокойные службы. В эти дни принято приносить жертвы на панихидный стол (канун) - различные продукты (за исключением мясных). После совершения панихиды продукты раздаются служащим храма, нуждающимся, отправляются в детские дома и дома для престарелых. Продукты на панихидный стол приносят и в другие дни, когда совершается панихида, т.е. это есть милостыня за усопших.

В весенние и летние родительские дни (Радоница и Троицкая суббота) принято после церкви посетить кладбище: поправить могилки умерших родственников и помолиться уже рядом с их погребенными телами.

Обычай оставлять на могилках различную снедь к православию никакого отношения не имеет. Это все отголоски языческих тризн. Особенно неблагочестиво оставлять на могилках освященные в церкви продукты. Большой грех на кладбище пить спиртное. Самое лучшее, что вы можете сделать для них - это совершить молитву.  

Запишите или выучите «Сокращенное последование для молитвы дома и на кладбище» и по возможности читайте его при каждом поминовении. В крайнем случае помолитесь кратко: «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих, всех наших родных и близких, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное».

Сокращенное последование для молитвы дома и на кладбище

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Tрижды)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Господи, помилуй. (Трижды)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Тропарь, глас 4

Со духи праведных скончавшихся душу раба Твоего, Спасе, упокой, сохраняя ю во блаженной жизни, яже у Тебе, Человеколюбче.

В покоищи Твоем, Господи, идеже вси святии Твои упокоеваются, упокой и душу раба Твоего, яко Един еси Человеколюбец.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

Ты еси Бог, сошедый во ад, и узы окованных разрешивый, Сам и душу раба Твоего упокой.

И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Едина чистая и непорочная Дево, Бога без Семене рождшая, моли спастися душе его.

Господи, помилуй. (40 раз)

Молитва

Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего (имя), и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящым Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троицу и Троицу в Единстве православно даже до последняго своего издыхания исповеда. Темже милостив тому буди, и веру яже в Тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими яко Щедр упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты Един еси кроме всякаго греха, и правда Твоя правда во веки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу тя величаем (поклон).

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу (поклон), и ныне и присно и во веки веков. Аминь (поклон).

Господи, помилуй (трижды).

Господи, благослови (поклон).

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитвами Пречистыя Твоея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святых помилуй и упокой душу раба Твоего (имя) в безконечныя веки, яко благ и человеколюбец, аминь, Рабу Божию (имя), усопшему вечная память, вечная память, вечная память.

(И читаем трижды тропарь с поклонами):

Помяни, Господи, душу усопшего раба Твоего (имя) (поклон), и елико в житии сем яко человек согреши, Ты же, яко человеколюбец Бог, прости его и помилуй (поклон), вечныя муки избави (поклон), Небесному Царствию причастника учини (поклон) и душам нашим полезная сотвори (поклон).





Мы поминаем усопших, молимся об упокоении их душ. Святой обычай молитвенного поминовения усопших, по словам святителя Иоанна Златоуста, является «установлением апостольским и распоряжением Святого Духа». Мы не знаем, в каком состоянии — покоя или мучения — пребывают сейчас наши умершие близкие, но совершенно уверены, что они нуждаются и ждут наших молитв и добрых дел, творимых в их память и во славу Божию. Время подвига, время духовного делания для усопших закончено. Они теперь не могут приносить Богу покаяние за совершенные грехи, но нуждаются в молитвенном ходатайстве. А для нас, живых, молитва об умерших — не только проявление незабвенной любви, но дело благое и необходимое. Даже святые угодники Божии нуждались в молитвенной памяти. Так, например, преподобный Ефрем Сирин завещал братии: «Напутствуйте меня молитвою, псалмопением и приношениями. Если уж святые отцы Церкви просили о молитве по смерти их, то, что говорить нам, грешным… Будем стремиться во все дни жизни нашей, по словам святителя Иоанна Златоуста, «сколько возможно помогать усопшим, вместо слез и рыданий, вместо пышных гробниц, нашими о них молитвами, милостынями и приношениями». Аминь.

Главное моление о здравии живых и упокоении усопших православных христиан Церковь совершает на Божественной литургии. Для этого следует перед началом литургии подать в церкви записки с их именами (вписывать можно только крещеных православных). На проскомидии из просфор будут вынуты частицы за их здравие или за упокоение; эти частицы будут опущены в святую чашу и в конце литургии омыты Кровью Сына Божия в знак омовения Христом человеческих грехов. Нужно помнить, что поминовение на Божественной литургии – это наибольшее благо для тех, кто нам дорог.

Вверху записки указывается вид поминовения – «О здравии» или «Об упокоении», после чего разборчивым подчерком пишутся имена поминаемых, причем первыми упоминаются священнослужители и монашествующие с указанием их сана.

Все имена должны быть даны в церковном написании (например, Иоанна, Антония) и полностью (Михаила, Любови, а не Миши, Любы). Подавая записки, прихожанин вносит пожертвование на нужды монастыря или храма.

Многие указывают в своих записках перед именами разные сведения о возрасте, звании или положении своих сродников, например, младенец, отрок, воин, заключенный, убиенный, и т.д. Православная Церковь не приветствует такого обычая. Единственное, что нужно знать священнику – это имя христианина, данное ему при крещении, а также священный сан, если таковой имеется. Не нужно указывать в записках фамилии, отчества, мирские звания и титулы. Также не стоит писать «страждущего», «нуждающегося», «заблудшего» и т.д. Единственное, в записках об упокоении, усопший в течение сорока дней именуется «новопреставленный».

Кроме общих богослужений, в Православной Церкви существуют частные богослужения, называемые требами, в том числе молебен (о живых) и панихида (о умерших). Молебен можно заказать Спасителю (благодарственный, о болящих, о путешествующих и др.), Божией Матери (или разным Ее иконам) или почитаемым святым – по желанию прихожанина.

Господь благоволит, чтобы мы получали помощь от Него в своих нуждах через молитвы к Богородице и святым. Так, например, молитвы перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша», к святому мученику Вонифатию или святому праведному Иоанну Кронштадтскому помогают от недуга винопития; святитель Николай Чудотворец является покровителем путешествующих, помогает выдать дочерей замуж, и вообще скоро отзывается на различные просьбы о помощи; святые воины Феодор Стратилат, Иоанн воин, благоверный князь Александр Невский и другие, а также Иоанн Предтеча, покровительствуют православным воинам; в болезнях мы прибегаем за помощью к великомученику и целителю Пантелеимону, к святым врачам-бессребренникам Косьме и Дамиану; название же многих икон Божией Матери (например, «Всех скорбящих радость», «Споручница грешных», «Умягчение злых сердец», «Милующая», «Скоропослушница», «Взыскание погибших», «Утоли моя печали») говорит о том, что Она – наша усердная Заступница перед Богом в различных нуждах.

Панихида служится перед кануном – особым столиком с изображением Распятия. Здесь же можно ставить свечи в память усопших близких. В монастырях и храмах принимают записки для поминовения живых и усопших христиан на 40 дней (сорокоуст), на полгода и на год. Тогда в течение указанного срока братия обители или храма за каждым богослужением молятся за наших сродников.

Понимая, что самое большее, что мы можем сделать для наших близких (особенно усопших) – это подать записку о поминовении на литургии, нельзя, однако, забывать молиться о них и дома, а также совершать дела милосердия в память их.



Во второй вторник, т.е. на девятый день после праздника Пасхи, традиционно установлен день поминовения усопших. Называется Радоницей или просто как его называют в народе Родительский день. В этот день принято посещать кладбище и могилы родственников впервые после Пасхи.

В этот день не стоит печалиться, а наоборот нужно радоваться, потому что смерть близких, это их новое рождение в жизнь вечную. Своей смертью и воскресением Иисус одержал победу над узами смерти, поэтому печаль и страдания о разлуке с близкими временны, ибо все мы встретимся на небесах.

Традиция Радоницы на Руси сохранилась еще с давних времен и дошла до наших дней. В Радоницу вставали до рассвета и одни члены семьи шли в храм поминали усопших и служили панихиды, другие – оставались дома и готовили обед. После службы в храме, было принято посещать кладбище, поправлять могилки (убирать на могиле по обычаю нужно до праздника Пасхи) и помолиться рядом с умершими, помянуть кутёй, блинами, куличами, яйцами и вином. Этот день еще называют Пасхой для усопших и существует еще обычай «христоваться» с родственниками, т.е. совершать поминальную трапезу. Таким образом общение с усопшими отражает веру в то, что даже перейдя в мир иной, умершие не перестают быть членами Церкви Божьей. Часть приготовленного по традиции раздается нищим на помин души усопших. Для православных верующих лучшей поминальной молитвой считается: «Упокой, Господи, душу усопших раб Твоих, всех наших родных и близких, и прости их вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие небесное».

Поминовение усопших совершается после девятого дня Пасхи. По особому пасхальному чину хоронят человека, умершего на Пасху.

Также по традиции послевоенного времени поминовение усопших воинов выпадает на 9 мая.












См.также:




































































 
 



  ::     ::     ::     ::