FAIL (the browser should render some flash content, not this).

 



 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 






Смотрите также: "Что делать, если любишь священника? >>>>

Мирская этика для женщин. Общегражданский этикет


Правила учтивости

"Все правила достойного поведения давным-давно известны, остановка за малым — умением ими пользоваться". Блез Паскаль

Способ держать себя в обществе, внешняя форма поведения, обращения с другими людьми, употребляемые в речи выражения, тон, интонация, характерные для человека походка, жестикуляция и даже мимика — все это называется манерами.

В обществе ценятся скромность и сдержанность человека, умение контролировать свои поступки, внимательно и тактично общаться с другими людьми — именно на этих качествах и базируются хорошие манеры.

Дурными манерами принято считать привычку громко говорить, не стесняясь в выражениях, развязность в жестикуляции и поведении, неряшливость в одежде, грубость, откровенную недоброжелательность к окружающим, пренебрежение к чужим интересам и запросам, беззастенчивое навязывание другим людям своей воли и своих желаний, неумение сдерживать свое раздражение, намеренное оскорбление достоинства окружающих людей, бестактность, сквернословие, употребление унизительных кличек и прозвищ.

Манеры относятся к культуре поведения человека и регулируются этикетом. Этикет подразумевает благожелательное и уважительное отношение ко всем людям, безотносительно к их должности и общественному положению. Он включает в себя учтивое обращение с женщиной, почтительное отношение к старшим, формы обращения и приветствия, правила ведения разговора и поведения за столом. В целом этикет в цивилизованном обществе совпадает с общими требованиями вежливости, в основе которых лежат принципы гуманизма.

Обязательным условием общения является деликатность, которая не должна быть излишней. Не принимайте за это качество льстивость и ничем не оправданное восхваление увиденного или услышанного. Не надо усиленно скрывать, что вы впервые что-то видите, слушаете, пробуете на вкус, боясь показаться невеждой. Любое притворство отталкивает.

Умение правильно себя вести в различных ситуациях может оградить вас от недружелюбного отношения, что, безусловно, важно для любого человека, и особенно если речь идет о его деловых отношениях. Обмен формальными любезностями (если только это не откровенный подхалимаж) на самом деле не такая уж банальная вещь, как кажется на первый взгляд. Проявляя должный такт, вы располагаете к себе собеседника и оставляете приятное впечатление — вот и вся аксиома.

Будьте предупредительны по отношению к женщине или человеку преклонного возраста. Проявите свою заботу в форме простого и незатейливого ухаживания. Подайте женщине пальто, пропустите ее вперед, посадите ее за стол в кафе, пододвинув ей кресло, предложите ей первой взглянуть на меню. Для того чтобы так себя вести, совершенно не обязательно заканчивать школу дипломатов. Достаточно быть просто вежливым и усвоить, что люди, окружающие вас, заслуживают не меньшего уважения и внимания, чем вы сами. А проще говоря, выполняйте древнейшее золотое правило: относись к другим людям так, как ты бы хотел, чтобы относились к тебе.

Представление об излишней сложности правил этикета и стремление к упрощению отношений весьма спорно. Перестать выказывать друг другу знаки уважения — это еще не значит относиться к жизни проще.

Светская беседа

В прежние века под словом «свет» подразумевалось привилегированное и благовоспитанное общество, члены которого отличались умом, ученостью, каким-либо талантом и вежливостью. В настоящее время понятие «свет» уходит, но светские правила поведения остаются. Светский этикет — это не что иное, как знание приличий, умение держать себя в обществе так, чтобы заслужить одобрение и никакими из своих действий не оскорбить кого бы то ни было.

Из застольных бесед и общения вытекают симпатии и антипатии, в процессе общения вы повышаете свой рейтинг.

Вот несколько принципов, которых следовало бы придерживаться в разговоре. Ведь манера разговаривать — это вторая по значимости после манеры одеваться вещь, которая влияет на первое впечатление о собеседнике.

Тон разговора должен быть плавным и естественным, но никак не назидательным и не игривым, то есть нужно быть ученым, но не педантом, веселым, но не производить шума, вежливым, но не льстивым.

За столом и на вечеринках говорят обо всем, но не развивают глубоких тем. Существует популярная шутка, что «русские на работе говорят о женщинах, а при женщинах — о работе». В ней, конечно, есть доля правды. Насколько бы ни были важны производственные вопросы, если вы с коллегой находитесь на приеме или корпоративной вечеринке, не время говорить о своих рабочих проблемах.

В застольных разговорах следует избегать всякой серьезной полемики, особенно разговоров о религии. Религию не хвалят и не бранят. Она хороша, поскольку существует (вспомните афоризм Вольтера: «Если бы Бога не было, Его следовало бы выдумать»). Если вы придерживаетесь атеизма, то забудьте о нем на время приема; если вы исповедуете другую религию в отличие некоторых присутствующих, то не вздумайте им навязывать свое мнение.

Умение слушать — такое же необходимое качество для вежливого и воспитанного человека. как и умение говорить. И если вы хотите, чтобы вас понимали, нужно самому слушать других или, по крайней мере, делать вид, что вы внимаете его словам. Довольный собеседник, выговорившись и не дав вам в течение вечера и слова вставить в свой монолог, будет считать вас приятнейшим из людей.

Если собеседник все же задаст такой вопрос, то вовсе не стоит перед ним исповедоваться. Американец в таких случаях обычно отвечает: «I'm fine!»; русский может ответить: «Лучше всех, так как никто не завидует!» Правдивый рассказ о собственных проблемах — вот наилучший способ отогнать от себя назойливого человека и не пасть жертвой сплетен.

Если вас потянуло на исповедь, а побывать в церкви нет возможности, то купите себе диктофон и расскажите все ему. Поутру, выслушав пленку, вы только посмеетесь над своими проблемами. Это лучше, чем отягощать ими малознакомого собеседника, женщину или друга.

Чувство такта

Тактичность, или чувство такта — это умение вести себя сдержанно, в соответствии с этическими нормами. Люди, которые обладают чувством такта, очень милы и приятны в общении, они не только следуют негласным правилам сами, но и умеют понимать собеседника, и не допускают неловких ситуаций.

Что значит «тактичный человек»?

Самое главное, что отличает тактичное поведение от бестактного, это умение подумать не только о своих желаниях, потребностях и побуждениях, но и о том, насколько это удобно и приятно для собеседника. Так, например, тактичный человек не будет навязывать свою компанию, когда человека явно устал и не расположен к разговору. Или, к примеру, не станет расспрашивать о деталях события или происшествия, которое человек явно не хочет обсуждать.

Как правило, тактичная личность обладает такими чертами:

  1. - скромность;
  2. - уравновешенность;
  3. - способность к контролю своего любопытства;
  4. - способность к эмпатии;
  5. - умение не только слушать, но и слышать других;
  6. - способность ставить себя на место другого человека.

Именно такт в общении показывает, насколько человек умеет вести себя в обществе. И высший показатель – это когда человек тактичен не только на работе или с чужими людьми, но и в отношении своих близких.

Тактичное обращение и общение: как научиться?

Вы можете знать наизусть все учебники по этикету, но простое следование правилам вовсе не означает, что вы будете тактичным собеседником. Для того, чтобы воспитать в себе чувство такта, следует развивать такие черты и умения:

  1. - В любой ситуации, перед тем как произнести просьбу или предложение, старайтесь поставить себя на место другого. Уместно ли для него сейчас звучат ваши слова? Не задевают ли они его чувств? Не заставят ли они его отказаться от намеченных планов из вежливости? Удобно ли ему сейчас говорить вообще? Представьте, как бы вы отреагировали, скажи он вам сейчас эти слова. И только если вы не видите в этом ничего плохого, это можно произнести.
  2. - Руководствуйтесь чувством меры: не нужно чрезмерно лезть к человеку с расспросами, лишними придирками или комплиментами.
  3. - Действуйте по обстановке, ведь в каждом месте уместнее выглядит какая-то одна модель поведения.
  4. - Ведите себя естественно, откажитесь от манерности и излишнего драматизма.
  5. - В любой ситуации контролируйте эмоции: не смейтесь во все горло, не вскрикивайте от удивления, не кричите от восторга.

В наши дни тактичные люди становятся редкостью. Тактичный человек не только хорошо воспитан и вежлив, но и умеет не ставить других в неловкое положение, чувствует границы общения и оттого всегда приятен и комфортен в разговоре.










См.также:




































































 
 



  ::     ::     ::     ::