FAIL (the browser should render some flash content, not this).

 



 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 






Целебная сила православных постов. Пост во исцеление души и телаЦелебная сила православных постов.
Пост во исцеление души и тела


Православная регламентация постов в течение года По мере того, как распространялось христианство, уточнялись мера и строгость многодневных постов. Это нашло отражение в церковном уставе или Типиконе. Устав получил развитие еще с апостольских времен и окончательно был оформлен к XVI веку.

Типикон учит «воздерживаться в посте от некоторых брашен (то есть еды, пищи) не как от скверных, а как от неприличных посту и запрещенных Церковью. Брашна, от которых должно воздерживаться в посты, суть мясо, сыр, коровье масло, молоко, яйца, а иногда и рыба, смотря по различию святых постов».

Православной церковью установлено в течение года более 220 постных дней:

- еженедельные посты соблюдают по средам и пятницам;

- однодневные посты - в Крещенский сочельник - 18 января;

- в день Усекновения главы Иоанна Предтечи - 11 сентября;

- Воздвижения Креста Господня - 27 сентября.

Многодневные посты установлены по четырем временам года:

два поста в честь Господа Иисуса Христа - Великий и Рождественский посты,

один в честь Божией Матери - Успенский пост,

один в честь сошествия Святого Духа на Апостолов - Петров пост.

Великий пост длится от Прощеного воскресенья до Пасхи 49 дней.

Рождественский пост, его еще называют Филипповским, длится 40 дней, с 28 ноября по 7 января.

Успенский пост начинается 14 августа (Медовый Спас) и заканчивается 28 августа (Хлебный Спас) в день Успения Пресвятой Богородицы.

Петров пост начинается от Недели Всех Святых (спустя неделю после Троицы) и длится до дня апостолов Петра и Павла - 12 июля, и продолжительность его различна.

В среду пост установлен в воспоминание предательства Иудой Иисуса Христа, выдачей его на страдания, а в пятницу - в воспоминание самого страдания и смерти Его. В эти дни запрещено употребление в пищу продуктов животного происхождения - мяса, молока, масла, яиц, сыра; разрешается растительная пища, постное масло и рыба.

Спустя неделю после Троицы, от Недели Всех Святых до Рождества Христова по средам и пятницам запрещается есть не только мясную и молочную пищу, но также растительное масло и рыбу.

Если Благовещение (7 апреля) приходится на время Великого поста, то в этот день пост облегчается, разрешается есть рыбу и растительное масло.

Это установление распространяется и на день 40 мучеников (22 марта), а также на Лазареву Субботу и Вербное Воскресенье - вход Господень в Иерусалим.

Больным, беременным женщинам и занятым тяжелым трудом допускается некоторое послабление в строгости поста, чтобы истощение не привело к упадку сил.

Однодневные посты в Крещенский сочельник, в праздник Усекновения главы Иоанна Крестителя и Воздвижения Креста Господня являются строгими.

Великий пост

Церковь никогда не отделяла души от тела.

В своем падении человек отвернулся от Бога и теперь должен возродиться заново.

Тело свято, свято настолько, что Бог «стал плотин».

Спасение и покаяние - не презрение тела, не пренебрежение телом, а, наоборот, восстановление тела в истинной функции - как храма Духа.

Христианский аскетизм - борьба не против тела, а за него.

Поэтому кается весь человек - и душа и тело его. Условием для святейшего таинства Причащения является подготовка человеком себя в молитве, покаянии и посте.

И пост в христианском миропонимании имеет гораздо большее значение, чем просто воздержание от пищи или умеренность в ее потреблении.

Пост есть также духовное очищение.

И потому говоря о постах христианских, надо всегда помнить, что в них сливаются воедино как бы два понятия - пост духовный и пост физический, телесный.

Первый пост был установлен Самим Богом еще в раю, когда первым людям, прародителям нашим - было запрещено вкушать плоды с древа познания добра и зла.

Множество примеров поста находим мы и в Ветхом Завете: праведники Моисей и Илия, например, неоднократно постились, чтобы очиститься, окрепнуть духовно.

Иисус Христос освятил пост.

После крещения Своего направился Он в пустыню, где постился сорок дней.

Лишь после этого испытания он вышел к людям со своей проповедью.

Таков был древний обычай: каждый, посвящавший себя Богу, очищался постом и молитвой в полном уединении.

Так учил Иисус Христос о посте: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные;

Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.

Ученики Иоанновы и фарисеи постились.

Приходят к Нему и говорят: почему ученики Иоанновы и фарисейские постятся, а Твои ученики не постятся? И сказал им Иисус: могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься, но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни» (Мк., 2, 17-20).

И эти дни пришли по смерти Спасителя. Он же оставил наставление нам о том, как поститься: «Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися.

Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою, а ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом Твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф., 6, 16-18).

Человек - есть существо двоякое, в нем воедино сплавлено земное начало и небесное, духовное, божественное. И обе стороны в человеке постоянно борются. Пост же ведет к гармонии этих двух начал.

Он есть дорога, которую осилит лишь идущий, так как дорога эта есть испытание силы духа, нравственное обновление, жизненный подвиг, ибо суть его в покаянии как телесном, так и физическом.

Св. Василий Великий говорил: «За то, что мы - в лице прародителей не постились, мы изринуты из рая; так будем поститься, чтобы снова взойти в рай». И понимать эти слова стоит широко, в том смысле, что вся христианская жизнь есть пост. В этом и состоит пост истинный.

Вот как толкует его смысл Иоанн Златоуст: «Во время четыредесятницы обыкновенно все спрашивают о том, кто сколько недель постился?

И можно слышать - от одних, что они постились две, от других - что три, а от иных - что все недели. Но что пользы, когда мы проведем пост без добрых дел? Если скажет иной: я постился всю четыредесятницу; ты скажи: я имел врага и примирился, имел привычку злословить и оставил ее, имел привычку смеяться и оставил эту дурную привычку.

Для мореходов нет никакой пользы в том, что они переплывут моря; но полезно для них, когда приплывут с грузом и со многими товарами. И для нас нет никакой пользы от поста, когда мы проведем его как-нибудь и без рассуждения. Если мы постимся, воздерживаясь только от пищи, то по прошествии сорока дней проходит и пост.

А если воздерживаемся от грехов, то и по прошествии этого поста он еще продолжается, и будет с нами от него постоянная польза... Как живущий в грехе и прежде геенны наказывается угрызением совести, так богатеющий добрыми делами и прежде Царствия наслаждается величайшей радостью, питаясь благими надеждами.

Ошибается тот, кто считает, что пост лишь в воздержании от пищи. Истинный пост есть удаление зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи, клятвопреступления.

Пост - уничтожение смерти и освобождение от гнева. Пост сохраняет здоровым и тело: не отягощаясь пищей, оно не принимает болезней, но становясь легким, укрепляется для принятия даров. Постящиеся знают, как пост укрощает желания.

А те, кому случалось испытать это на деле, подтвердят, что он смягчает нрав, подавляет гнев, сдерживает порывы сердца, бодрит ум, приносит спокойствие душе, облегчает тело, устраняет невоздержание. Пусть постятся не одни уста, но и зрение, и слух, и ноги, и руки, и все члены нашего тела.

Молитвы совершаются со вниманием особенно во время поста, потому что тогда душа бывает легче, ничем не отягощается и не подавляется гибельным бременем удовольствия. Ты постишься? Напитай голодных, напои жаждущих, посети больных, не забудь заключенных в темнице, пожалей измученных, утешь скорбящих и плачущих; будь милосерден, кроток, добр, тих, долготерпелив, сострадателен, незлопамятен, благоговеен, истинен, благочестив, чтобы Бог принял и пост твой и в изобилии даровал плоды покаяния».

Вот потому и говорим мы, что пост есть образ христианской жизни, есть условие покаяния, смирения, милосердия, любви.

Самый главный и строгий пост, который длится семь недель перед Пасхой - Великий пост. Этот пост установлен в память сорокадневного поста Иисуса Христа в Пустыне. В силу его строгости церковь предписывает постепенное вхождение в него на протяжении четырех недель. Каждая из них имеет свое название.

Первая неделя посвящена притче о мытаре и фарисее: «Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк., 18, 10-14). Именно эта притча из Евангелия читается на воскресной литургии в эту неделю, чтобы возбудить в верующих, по примеру кающегося мытаря, прежде всего сокрушение о собственных грехах и самоосуждение, ибо смирение, мудрость, трезвость, буздание гордыни и покаяние есть духовный путь к подвигу прощения.

Вторая неделя посвящена притче о блудном сыне. Она же читается во время богослужения (Лк., 15, 11-32). Притча эта говорит о том, что Господь милосерден и к самому великому грешнику, лишь бы он искренне раскаялся в своих грехах. Ибо возвращение в истинный дом Своего блудного сына есть его нравственное перерождение и духовное переосмысление, возвращение в дом Отчий.

Третья неделя носит название недели мясопустной. Называется она так потому, что христиане в это время перестают есть мясо. Посвящена она напоминанию о Страшном суде, грехопадению и изгнанию Адама и Евы, которые и положили начало человеческим грехам.

Пророчество о Страшном суде восходит к Ветхому Завету, по во всей полноте раскрылось оно во времена Иисуса Христа: «Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны» (Ин., 3, 19-21).

На этой неделе в Церкви читается Евангелие от Матфея о Страшном суде (25, 31-45), для того чтобы страхом суда Божия предохранить верующих от беспечности в деле своего спасения.

На этой неделе можно употреблять сыр, масло, молоко, яйца и рыбу. На Руси мясопустная неделя обычно совпадала с Масленицей - праздником проводов зимы. Масленица - единственный языческий праздник, принятый Православной Церковью. Но он получил в христианстве иное звучание.

Масленица - это праздничная трапеза перед строгим постом. В субботу, накануне мясопустной недели, наступает Вселенская Родительская суббота. В этот день совершается поминовение усопших, и особенно тех, кто умер внезапной смертью.

Древняя масленица заключала в себя обычай поминать предков блинами, отсюда пошел и обычай подавать блины на поминках как одно из обязательных обрядовых поминальных блюд наряду с кутией и киселем.

Во вторник вечером во время мясопустной недели впервые читается молитва св. Ефрема Сирина. Далее она читается на протяжении всего Великого Поста и дома, и в храме.

Молитва св. Ефрема Сирина Господи и Владыко живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми! дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему! Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков! Аминь.

Суть этой молитвы - помочь верующим освободиться от болезней духовных, которые мешают всецело обратиться к Богу, разрушают внутреннюю сущность и отдаляют от ближнего.

Четвертая неделя перед Великим Постом носит название сыропустной, так как употребление молочных продуктов, в том числе и сыра, в течение ее тоже возбраняется.

В эту неделю Церковь, как в чтениях из Священного Писания (читается Евангелие о посте и о прощении обид, Матф., 5, 23-23; 6, 14-18), так и в молитвах и песнопениях разъясняет верующим, в чем состоит истинный ноет и покаяние. Четвертое, последнее воскресенье перед Великим постом называется Прощеным. Евангелие, читаемое в этот день, напоминает, что нельзя совершать дело Божие, не примирившись с ближним. «Прощайте, и прощены будете» (Лк., 6, 37).

Издавна в монастырях существовало правило: прежде чем уединиться для поста, иноки просили друг у друга прощения. То же ныне происходит и в храме в конце службы: священник просит прихожан простить его, и они также просят друг у друга прощения. Преподобный Ефрем Сирин так говорил об этом: «Если ты, человек, не прощаешь всякого согрешившего против тебя, то не утруждай себя постом и молитвой... Бог не примет тебя».

Этот обычай есть конкретное воплощение слов Молитвы Господней: «Да остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должникам нашим».

По прошествии этой недели начинается Великий пост. В чем его суть? Иоанн Кронштадтский так отвечает на этот вопрос: «Он есть драгоценный дар нам Спасителя нашего, Который Сам постился сорок дней и ночей, не ел и не пил, дар поистине драгоценный для всех ищущих спасения, как умертвитель душевных страстей, Словом и примером Своим Господь узаконил его Своим последователям. И с какой любовию, какими божественными благодатными силами служит Господь всем истинно постящимся!

Он их посещает, очищает, обновляет, укрепляет в борьбе со страстями... научает всякой добродетели и возводит к совершенству...» Традиция Великого поста возникла в древней христианской церкви и до настоящего времени сохранилась в основном лишь в православии.

Великий Пост - это подготовка к Светлому Христову Воскресению путем покаяния, углубления во внутреннюю духовную жизнь, отрешения от ее материальной стороны. Поэтому и великопостное богослужение происходит без всякой торжественности: Царские врата открываются редко; светильники возжигаются только немногие; священнослужители служат в темных одеждах (траурных); песнопений бывает мало, в основном идут чтения и молитвы, сопровождаемые поклонами. Первые два дня и последний день поста рекомендуется обходиться без пищи, а в остальные дни соблюдать умеренность и ограничивать себя в еде.

Первая неделя поста самая строгая. Она называется «неделей православия». На этой неделе церковь молится об обращении всех отступивших от православия, произносит анафему на отлученных, провозглашает многие лета верным и вечную память умершим.

В первое воскресенье Великого поста совершается Торжество Православия в память восстановления почитания икон при греческой царице Феодоре (862 г.) Третья неделя поста посвящена Кресту Христову.

В воскресенье за всенощной на середину храма выносится Распятие, чтобы напомнить верующим о страданиях и смерти Господней, укрепить их в продолжение поста напоминанием о спасительном искуплении жертвы Христовой, поклонение кресту продолжается и на четвертой неделе поста - до пятницы, и потому вся четвертая неделя называется крестопоклонной.

На пятой неделе в четверг в церкви совершается так называемое стояние в честь св. Марии Египетской, а в субботу на утрени совершается моление ко Пресвятой Богородице, для утверждения кающихся в надежде на Небесную Заступницу. Праздник Благовещения приходится на время Великого Поста.

В этот день облегчается пост, разрешается есть рыбу и растительное масло. День Благовещения иногда совпадает и с праздником Пасхи. По народному поверью Благовещение - самый большой праздник на небесах, на земле и в аду (в этот день, как и на Пасху, грешников не мучают. Заступница Небесная избавляет верных от врагов видимых, тем более готова Она помогать нам в борьбе с врагами невидимыми).

В Вербное воскресенье на утрени или всенощной верующим раздаются ветви вербы, с которыми они и стоят, потому и неделя называется неделею ваий, то есть веток. Это делается для воспоминания того, как евреи встречали в этот день Иисуса Христа, когда Он торжественно шел в Иерусалим для принесения Себя в жертву за грехи людей.

Далее наступает Страстная неделя, которая вся посвящена воспоминанию последних дней земной жизни Иисуса Христа, и каждый день ее называется «великим» по важности воспоминаемых событий.

Она называется Страстною, так как на протяжении ее вспоминаются страсти, то есть страдания Христовы. На этой неделе также читаются все Евангелия в память о страданиях, смерти и погребении Иисуса Христа. Пост заканчивается в праздник Пасхи - день воскресения Господа Иисуса Христа.

По своей строгости к Великому Посту близок пост Успенский. Этим постом Церковь почитает Пресвятую Богородицу. В строгие посты рыбу можно есть только три раза: в праздники Благовещения пресвятой Богородицы (7 апреля), входа Господня в Иерусалим (за неделю до Пасхи) и Преображения Господня (19 августа).

Петров пост или, как его еще называют, Апостольский совершается в то время, когда постились апостолы, после сошествия на них Святого Духа.

Четвертый пост, Рождественский, зимний, перед Рождеством Христовым, установлен в честь поминания Рождества Господня, Бога, родившегося человеком, дабы пострадать за нас всех и принести свою спасительную жертву.

Таковы основные посты Русской Православной Церкви.

Значение поста для человека Значение поста для человека многообразно. Пост скоро и ясно показывает, что для жизни нужно немногое, и здоровье человека зависит не от изысканной, но от простой пищи и питья. Пост выявляет страсти, господствующие в человеке, и подавляет их. Пост делает способным к молитве и размышлению.

Пост дает совершенно конкретную пользу человеческому организму, самим фактом голодания очищая его. В посте телесном на первом плане - воздержание от обильной, вкусной и сладкой пищи; в посте духовном - воздержание от страстных духовных движений и упражнение в добродетели.

Пост есть обязательное условие для допуска к Святому Причастию. Пост - это обязательное условие очистки тела и духа. Часто человек не слышит многого происходящего внутри него, ибо в душе его суета и шум. Пост же дарует внутреннюю тишину, чуткость восприятия как внешнего, так и внутреннего.

Тем самым он дарует особую духовную просветленность и силу духа, укрепляющие человека в борьбе со всяким злом, ибо пост есть сознательная установка на добро. Есть у постов и еще одна полезная для человека особенность.

Вот какая история случилась много лет назад. Как-то раз Иисус Христос и апостолы шли с проповедью своей по местам Галилейским, и подошел к Иисусу человек, преклонил перед Ним колени и сказал: «Господи! помилуй сына моего; он с новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду, я проводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его.

Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверных и развращенных! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда. И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час. Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его? Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: перейди отсюда туда, и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас; сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф., 17, 15-21).

Потому и понимать пост лишь как голод - слишком упрощенно. Пост есть очищение и исцеление души. Он есть время заглянуть в себя и вспомнить жизнь свою.

Медико-биологические аспекты православных постов уже давно изучаются учеными России с целью понять разумом их целебное воздействие. Выяснено, что влияние поста на здоровье очень благоприятно. Одно-двухдневное воздержание от пищи является положительным стрессором, укрепляющим защитные силы организма, активизирующим процессы в эндокринной и иммунной системах, улучшающим кровообращение и предотвращающим интоксикацию организма. Как показывают современные исследования, сбалансированное питание, чередующее периоды строго вегетарианского питания с мясо-молочными, является наиболее оптимальным.

Православная Церковь, устанавливая посты, отнесла к постной пище рыбу и растительное масло. И ведь никто в те времена и предположить не мог, какую важную роль играют полиненасыщенные жирные кислоты в рационе питания!

Поэтому, завершая разговор о целительной силе православных постов, можно привести научные выводы о том, что посты не только безопасны для здоровья, но и с медицинской точки зрения, являются одной из наилучших для здоровья человека систем питания.
















См.также:




































































 
 



  ::     ::     ::     ::