FAIL (the browser should render some flash content, not this).

 



 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 






Назад к предыдущей статье

Как читать Писание. Чтение Священного Писания.


Лекция И.Ц. Мироновича (1938-2011) – доцента Санкт-Петербургской Православной духовной академии, известнейшего преподавателя предмета «Библейская история».

В то время как сектанты не выпускают из рук Библию, мы её практически не открываем. В итоге, за более чем семьдесят лет безверия образовался духовный вакуум, который не знаешь как и заполнить. Ведь «вера от слышания», говорит апостол Павел, «а слышание от слова Божия». Поэтому здесь очень большую роль играет устное научение – проповедь.

К сожалению, проповедь часто сводится к пересказу очередного евангельского чтения, звучавшего за Литургией. Используются какие-то обкатанные фразы, призывы, а целостного учения о Церкви, о ее назначении нет. Ведь Церковь не только врачебница, но и училище. И Христос называл Себя Учителем. И первое, что Он сделал, – собрал учеников, чтобы они шли по всему миру, проповедуя Евангелие всей твари. Назначение Церкви – миссионерское. По существу, каждый прихожанин в потенции должен быть миссионером. И если у него есть дар слова, знания, возможности, он должен их использовать. Не ходить по квартирам, как сектанты, не останавливать на улицах и в переходах метро людей, не совать им какие-то бумажки, а проповедовать тем, кого будет Господь посылать ему на жизненном пути, и, в первую очередь, своим присным.

Большего свидетельства, чем свидетельство Евангелия, нет, и быть не может. Если угодно, это почти что лицезрение Бога. Если мы не увидим Бога в Его слове, мы не увидим Его ни в себе, ни в окружающем мире. Господь везде оставил следы Своего присутствия: весь мир свидетельствует о Нём.

Человек, созданный по Его образу и подобию, называется сыном Божиим по благодати. Наш вероучительный источник – Священное Писание. Поэтому мы не ищем истину, она не нами найдена, она свидетельствует о себе через Откровение. Бог выходит навстречу человеку и говорит на библейском языке: вот Я. Этот голос человек не может не услышать, но может не принять. Как свободное существо он может сказать Богу «нет».

Итак, предполагается живой союз Бога с людьми. Когда мы вступаем в союз или договор, каждая из сторон берёт на себя какие-то обязательства. Поэтому, вступая с Богом с союз, мы несём великую ответственность. Господь знал, что человек этот завет нарушит. «Всяк человек ложь». И, тем не менее, Он идёт на этот союз и, образно говоря, связывает Себя по рукам и ногам. Человек будет Его просить в критические моменты: «Вспомни завет, который Ты заключил с нами и помилуй нас»; будет апеллировать к милосердию Божию через Его завет.

Какие мы должны пройти этапы, чтобы хоть немного преуспеть в познании слова Божия? Здесь недостаточно образования, памяти, других интеллектуальных способностей – это всё вторично.

В тринадцатой главе Евангелия от Матфея собраны прекрасные притчи о Царствии Божием. «И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им»?

Притча – это самый распространённый литературный жанр, знакомый нам по Ветхому Завету. Если собрать все евангельские притчи, может сложиться впечатление, что они составляют не менее 90% всего текста. Сюжеты берутся, как правило, из окружающей действительности. Почему Господь говорил притчами? С одной стороны, чтобы приблизить невыразимые тайны Своего учения к пониманию простых людей. С другой – чтобы через наглядные образы дать понять людям, что речь идёт о глубинных понятиях, которые скрываются за словом. Нельзя поэтому останавливаться на прямом смысле слов: «земледелец», «сеятель», «семя». Кто имеет уши слышать, да слышит!

Но вот дальше мы читаем: «Для чего притчами говоришь им? Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано». Как определить, кому дано, а кому нет? Читаем дальше: «Кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет; потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют; и сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: «Слухом услышите – и не уразумеете, и глазами смотреть будете – и не увидите». Причина? «Огрубело сердце людей сих».

Итак, религиозному чувству в деле богопознания отдаётся первое место.

А как происходит огрубение сердца? Сердце грубеет по многим причинам – и внешним, и внутренним. «И ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами, и не услышат ушами, – а дальше самое страшное, – и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их». Господь благодатью Своей может исцелить любой недуг, порок, но, посмотрите, каково омертвение: не хотят обратиться к Целителю своему. «Я Бог твой, целитель твой». Это уже состояние крайнего ожесточения, когда человек дошел до предела. Дальше – ад.

Второе, с чем мы должны определиться, – мера веры.

Апостол Павел написал коринфянам два письма. Вскоре после его ухода в этой небольшой общине произошли такие нестроения и разделения, что все между собою перессорились и практически перестали общаться. Одни своим духовным лидером стали считать апостола Петра, другие – Аполлоса, третьи – Павла. Апостол пишет: «Кто Павел? Кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь».

Дар веры не есть нечто статичное. Надо просить Господа, как просили апостолы: «Умножь в нас веру». Вера может возрастать, восходить от силы в силу или обращаться в свою противоположность, вплоть до кощунства в самых отвратительных формах. Поэтому грехи против веры надо исповедовать: маловерие, сомнение, всевозможные колебания. И поверил Авраам Господу, и Он вменил ему эту веру в праведность. Это было не какое-то отвлеченное теоретическое убеждение: «Что-то там, за небесами есть». У него вера перешла в ведение, в знание.

Первые стихи Послания к Коринфянам говорят нам о дарах духовных: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении и о дарах духовных. Знаете, что когда вы были язычниками, то ходили к безгласным идолам, так, как бы вели вас. Потому сказываю вам, что никто, говорящий Духом Божиим, не произнесет анафемы на Иисуса, и никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым».

В этом плане мы все должны рассматривать себя носителями дара Духа Святого, а за дар надо благодарить.

Дальше апостол Павел говорит: «Дары различны, но Дух – их источник – один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех. Но каждому дается проявление Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно».

Апостол далеко не все дары перечислил, а лишь некоторые. Служений в Церкви не перечесть. Разве дар утешения – это не дар Духа Святого? Блестящая операция во многом зависит от искусства хирурга, а вот утешать умирающего человека не каждый может. Надо иметь особое к тому дарование. Посему так необходимо определиться с мерой веры и с даром, какой мы получили от Господа. На этом даре и «куплю деять», этим даром и работать Господу. Вот тогда и будет прибыль. Господь дал нам таланты не с тем, чтобы мы завернули их в чистый плат и потом предъявили, а с тем, чтобы их приумножили. «Раб лукавый и нерадивый», – вот что мы услышим, если не представим прибыли.

Теперь определимся, на какой мы ступени – веры или знания.

Перешла наша вера в знание или так и стоит на зыбкой ступени и любое испытание сразу колеблет нашу веру? «К стыду вашему скажу, некоторые из вас не знают Бога». Надо просить Бога о том, чтобы Он умножил в нас веру, и о том, чтобы дал познать Себя, чтобы наша вера перешла в знание. Посмотрите, какой уровень знания был у первых христиан! Когда читаешь, поражаешься: неужели это всё было, и почему этого нет сейчас? Куда все это так быстро ушло?

Иоанн Златоуст в толковании на Евангелие от Матфея скажет: уже одно то, что мы имеем нужду в Священном Писании, говорит о нашей великой греховности. Мы должны бы вести жизнь такую, чтобы голос Божий воспринимать без всякого посредника. Через какое Писание Бог говорил с Ноем, с Авраамом, с Иовом? Не было Писания. Дух Святой воздыханиями неизреченными учил человека непосредственно. И они голос Божий слышали, как мы слышим друг друга. Почему? Потому что Бог находил их ум чистым, а жизнь добродетельной. Но со временем люди стали утрачивать чувство близости к Богу, стали уклоняться в заблуждения, вести греховную жизнь и утратили этот канал. Он перестал действовать. Появилась нужда в каком-то посреднике. Появилось слово письменное, его и надо изучать со всем прилежанием. Если мы уклонились настолько, что не можем непосредственно воспринимать голос Божий, а апостол как раз об учительстве без посредника и говорит: «Чему научило вас помазание, того и придерживайтесь», то давайте изучать хотя бы то, что нам предложено – Его слово.

«По данной мне благодати» – это свидетельство совести в Духе Святом. Что это значит? Значит, не моя рефлексия, не мои умозаключения, а то, что мне открыл Господь, и потому то, что я скажу дальше, нужно воспринимать как слова Самого Бога, а не критиковать их, – всякому из вас говорю: не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил. Ибо как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело, так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены. И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, то, имеешь ли пророчество – пророчествуй по мере веры (даже пророки должны поступать по мере веры); имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли – в учении; увещатель ли – увещевай; раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли – благотвори с радушием.

Итак, какие же степени нам нужно пройти, чтобы успешно познавать Священное Писание?

Первое. Ежедневное чтение Писания в качестве молитвы. Опыт показывает, что если в среднем человек будет читать по 1-2 главе в день, он за год прочтёт всю Библию. Но нам не обязательно укладываться в год, читайте по 5-10 стихов. Не упускайте ни одного дня, чтобы, стоя перед иконами, прочесть 5-10 стихов. Это будет ваш дар Богу. За такое усердие Господь будет потом открывать и некие тайны.

Второй пункт. Где с наибольшей глубиной раскрыт духовный смысл Священного Писания? С наибольшей, непревзойденной глубиной он раскрыт в нашем богослужении. Церковная гимнография вводит нас в глубину духовного понимания Священного Писания.

«Я Минеи читал с детства», – говорит Иоанн Кронштадтский. Думали, что Четьи-Минеи Димитрия Ростовского. Но это были Минеи церковные. Читал богослужебные книги. Вот поэтому он так прекрасно знал и понимал Священное Писание. Все богослужение построено на Священном Писании.

Третий пункт. Никто так не раскрыл духовный смысл Священного Писания, как Святые Отцы. Но этих отцов столько, что и перечислить их сложно. Здесь нужно уметь ориетироваться, чтобы не потеряться в этом море книг. Святые отцы времён неразделенной Церкви должны в первую очередь привлекать наше внимание. Возьмите кого-нибудь одного из восточных отцов и одного из западных. С карандашом проработайте их толкования, и вы станете богословами. Например, святитель Иоанн Златоуст. Он истолковал практически всё Священное Писание. Если вы прочтёте его толкование на Евангелие от Матфея, будете знать всё Четвероевангелие, потому что он, толкуя Матфея, делал экскурсы в Писания остальных евангелистов. Из западных отцов интересны блаженные Августин и Иероним.

Четвертый пункт. Старцы и старчество. Обратитесь к их эпистолярному наследию. Письма оптинских старцев: Амвросия, Макария, Никона. Они не уступают святым отцам. «Моя жизнь во Христе» Иоанна Кронштадтского. Всё, что есть у Игнатия (Брянчанинова) и Феофана Затворника. Даже если ими ограничиться, мы очень много приобретем для себя.

Пункт пятый, последний. Религиозные философы, мыслители, богословы. Если вы не дойдёте до них, беды не будет. Великие и блестящие, они, в то же время, путаники. Поэтому читайте выборочно. В каждой религии есть пищевые запреты: что считалось чистым и что запрещалось вкушать как нечистое. В духовном плане такие запреты имеют следующее значение: мы не должны быть всеядными и читать всё, что выбрасывает рынок. Найдите в себе волевое усилие, чтобы многие книги не только не читать, но даже и в руки не брать. Помните притчу: купец продает всё, чтобы приобрести поле, на котором зарыта одна драгоценная жемчужина.

Итак, эти пять пунктов нужно учесть, чтобы по ним, как по ступеням, подниматься и возрастать от силы в силу.

Игорь МИРОНОВИЧ.
Публикуется в сокращении











См.также:




































































 
 



  ::     ::     ::     ::