FAIL (the browser should render some flash content, not this).

 



 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 






О пороке спорливости (любопрении). Как перестать спорить


Как избавиться от порока спорливости, как перестать спорить
Спорливость (любопрение): о пороке

«Ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя. Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других. Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; Смирил Себя, быв послушным до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознёс Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (Фил. 2:3-11)

- огорчение Христа стремлением одновременно как к дискредитации (уничижению) мнения ближнего, так и к превозношению (культивированию) мнения собственного...

"Когда начинается беседа, которая идёт к ссоре, один из двоих, если он Божий человек, должен молчать и говорить в себе: «Господи, Иисусе Христе, помилуй нас». Через две минуты всё прекращается...(Схимон. Гавриила (Геронтисса Гавриилия))"

"Мы все по-разному понимаем и трактуем некоторые вещи. Из-за какой-то мелочи иногда возникают серьёзные разногласия. Нужно уметь слушать, слышать, воспринимать позицию другого человека, уважать ее... Мы же не кидаемся на других людей с криками, что они не так одеты, не так причёсаны... Они такие. Они другие. Не такие, как мы. С этим надо считаться. Даже отстаивая что-то принципиальное, нельзя лезть в драку. Нужно уметь говорить и договариваться. Бог — это Слово. (Протоиер. Александр Торик)"

"Как эхо не перекричать криками, так людей не переубедить спорами. (Мон. Симеон Афонский)"

"Не стоит вступать в богословские споры. В них рождается не истина, а раздоры. Споры чаще всего навязывают невежды, переубедить которых чрезвычайно сложно, часто невозможно. Они отвлекают, мешают. Я гимназистам советовал в таких случаях отвечать следующим образом: «Я в этом не много понимаю, давай я тебе скажу, к кому обратиться, чтобы он ответил, или книгу принесу по теме».

Христианину не обязательно быть богословом, уметь красноречиво говорить. Жить достойно – это и есть проповедь. (Протоиер. Пафнутий Жуков)"

"Те, у кого мирская любовь, спорят друг с другом, кому ухватить для себя побольше любви. Но те, у кого духовная любовь, спорят друг с другом, кто отдаст другому больше любви. (Прп. Паисий Святогорец)"

"Избегай спора - в нём нет смирения. Учись вести диалог - слушать и слышать. (Протоиер. Валентин Мордасов)"

"Христианский подвиг заключается не в проповедях и спорах, но в настоящей, сокровенной любви. Когда мы начинаем спорить, люди начинают возражать, и возникает противостояние. Когда же мы их любим, это их трогает, и они переходят на нашу сторону. (Прп. Порфирий Кавсокаливит)"

Записки православного монаха

"Как сказали Отцы: «сатану переспорить невозможно». Но ему можно не подчиниться и начать правильно действовать. Правильно начать действовать нельзя, пока не увидишь и не поймешь, что мешает, за что мы зацеплены: а мы зацеплены за мирской дух во всех его формах. Отцепиться от него умом, душой и телом и есть начало, которое делает видным все мирские козни и сети. Средства же у каждого свои, как и страсти у всех разные. Однако, многие вообще не понимают от чего спасаться, иллюзорно убивая комара в прыжке над пропастью, а многие понимают, но не знают, как это делать, поэтому важно найти себе свою среду и опору среди тех, кто так же как и ты ищет спасения. Есть такие книги - курсы по выживанию. Чего там только не придумано, чтобы выжить в разных условиях и опасностях. Я бы даже обрадовался, если бы и в моих записях места, говорящие о бранях, предупреждающие об опасности, воспринимались как курс выживания. Меня и самого мир побил, я себя называю инвалид духовной войны, вот и пишу мемуары, чтобы хоть кому-то не попасть на те же мины.

Самое трудное - это начать. У меня в жизни было одно препятствие - сеть, которой мир захватил меня, и я долго не мог решиться рвануть, так это было тяжело, умереть легче казалось. И вот однажды, ощутив зов благодати, начавшийся неким душевным покоем, я сделал выбор и рванул эту сеть и с Божьей помощью порвал. Когда мы решаемся делать самый первый шаг, самый тяжелый - мы вступаем в иной мир, в иные законы, в иную жизнь."

"Не нужно противопоставлять себя ближним, переубеждать их, это бесполезно. Хоть на голове перед ними стойте, ничего не добьетесь. Их надо просто любить ради Христа, ибо Господь в них, даже если они и не веруют в Него, иначе разве были бы они вообще живы? (Архим. Фаддей Витовницкий)"

"В споре мирно уступить - сотню бесов утопить. (Архим. Иоанн (Крестьянкин))".

"Кто в беседе упорно желает настоять на своем мнении, хотя бы оно было и справедливо, тот пусть знает, что он одержим диавольским недугом, и если он так поступает в беседе с равными, то, может быть, обличение старших и исцелит его, если же обращается так с бoльшими себя и мудрейшими, то этот недуг от людей неисцелим. (Прп. Иоанн Лествичник)"

"Когда ведете речь, больше всего опасайтесь растревожить покой другого каким-либо задором или высказыванием своих мыслей наперекор ему, с явным желанием поставить на своем. Враг на это наводит… (Свт. Феофан Затворник)"

"Не старайся разрешить трудное дело посредством спора; но тем, чем повелевает закон духовный, то есть терпением, молитвой и мысленной надеждой [на Бога]. Кто с первого слова не послушает тебя, не принуждай того спором; но лучше привлеки на свою сторону ту прибыль, которую тот отвергнул. Ибо твое незлобие выгоднее тебе его исправности. Не оказывающего повиновения слову любви, не принуждай с любопрением к повиновению; приобретение, отвергнутое им, стяжи себе: твое незлобие принесет больше пользы, нежели покушение на насильственное исправление. (Прп. Марк Подвижник)"

"Когда встретишь человека, который, любя спорить, вступает с тобою в борьбу против истины и очевидности; то, прекратив спор, уклонись от него, совсем окаменевшего умом. Ибо как дрянная вода делает ни к чему негожими самые лучшие вина, так и злые беседы растлевают людей добродетельных по жизни и нраву. О тех, которые не любят узнавать, что им полезно и что должно почитать добром, можно сказать, что они не в добром здоровье; у тех же, кто, познав истину, бесстыдно спорят против неё, умерщвлена разумность: нрав их сделался скотским, не знают они Бога и душа их не озарена светом. (Прп. Антоний Великий)"

"Ничто так тесно не соединяет людей между собою, как то, когда они сорадуются друг другу в одном и том же, и имеют одинаковый образ мыслей (соответственно, ничто так не разъединяет людей, как спорливость, их стремление к противоположномыслию - от авт.).

При всяком встречающемся деле, хотя бы оно было крайне нужно и требовало тщания, не хочу, чтобы вы делали что-либо со спорами или смущением, но будьте уверены, что всякое дело, которое вы делаете, велико ли оно, как вы сказали, или мало, есть восьмая часть искомого; а сохранить своё устроение, если и случится от этого не исполнить дела, есть три восьмых с половиною.

Видите ли, какое различие? Итак, если вы делаете какое-либо дело и хотите совершенно и всецело исполнить его, то постарайтесь исполнить самое дело, что, как я сказал, есть восьмая часть искомого, и вместе сохранить свое устроение неповреждённым, что составляет три восьмых с половиною. Если же для того, чтобы исполнить дело вашего служения, будет надобность увлечься, отступить от заповеди и повредить себе или другому, споря с ним, то не следует терять три восьмых с половиною для того, чтобы сохранить одну восьмую. Посему, если вы узнаете, что кто-нибудь так поступает, то знайте, что такой неразумно исполняет своё служение, но или из тщеславия, или из человекоугодия спорит и томит и себя, и ближнего, чтобы после услышать, что никто не мог его победить.

О! удивительно какое великое мужество! Это не победа, братия, это потеря, это погибель, если кто спорит и соблазняет брата своего для того, чтобы исполнить дело своего служения. Это значит из-за восьмой части потерять три восьмых с половиною. Если останется неисполненным дело служения, - потеря невелика; спорить же и соблазнять брата, не давая ему нужного, или предпочесть дело служения и отступить от заповеди Божией - это великий вред: вот что значит восьмая часть и три восьмых с половиною. Поэтому говорю вам, если и я пошлю кого-нибудь из вас по какой-либо надобности, и он увидит, что возникает смущение или другой какой вред, оставьте дело и никогда не вредите себе самим или друг другу; но пусть дело это останется и не будет исполнено, только не смущайте друг друга, ибо теряете вы три восьмых с половиною и терпите большой вред, а это явное неразумие.

Но старайтесь всеми силами вашими с любовию исполнять всякое служение ваше, со смиренномудрием, преклоняясь друг перед другом, почитая и прося друг друга, ибо нет ничего сильнее смиренномудрия. Однако если когда кто увидит, что сам он или ближний его скорбит, то оставьте дело, которое производит соблазн, уступайте друг другу, не настаивайте на своём до того, чтобы последовал вред: ибо лучше, как я тысячекратно говорил вам, пусть дело не исполнится так, как вы хотите, но будет так, как случится и как требует того нужда, нежели, чтобы от усилия вашего или самооправдания, хотя бы они и были благовидны, вы смущали или оскорбляли друг друга и чрез то теряли многое ради малого.

Случается же часто, что иной теряет и то и другое, и совершенно ничего не исполнит, ибо таково свойство любящих спорить. С самого начала все дела, которые мы делаем, делаем для того, чтобы получить от них пользу. Какая же польза, если мы не смиряемся друг перед другом, но напротив смущаем и оскорбляем друг друга! Разве вы не знаете, что сказано в Отечнике: "От ближнего - жизнь и смерть". Поучайтесь всегда в этом, братия, следуйте словам святых старцев, старайтесь с любовию и страхом Божиим искать пользы своей и братий ваших: таким образом можете от всего случающегося с вами получать пользу и преуспевать с помощию Божиею. Сам Бог наш, как человеколюбец, да дарует нам страх Свой, ибо сказано: Бога бойся и заповеди Его храни (Екл. 12, 13), потому что это требуется от всякого человека. Самому же Богу нашему да будет слава и держава во веки. (Авва Дорофей)"

"Связывай язык твой, неистово стремящийся на прекословия, и семьдесят крат седмерицею в день сражайся с сим мучителем. (Прп. Иоанн Лествичник)"

"Не спорьте друг с другом ни по какому поводу, не говорите плохо ни о ком, не судите ни о ком, не осуждайте и не унижайте никого ни словом, ни в сердце, не ропщите ни на кого, не подозревайте никого ни в каком зле. Если при разговоре с братиями ищешь, чтобы слово твое взяло верх над словами других, то нет в тебе страха Божия. Употреби силу твою не иметь собственного суждения, чтобы ты мог упражняться в плаче; озаботься всею силою своею не спорить о вере и не догматствовать, но следуй Кафолической Церкви. Ибо никто не может постигнуть что- нибудь от Божества. (Авва Исаия)"

"Никогда ни с кем не спорь о вере. Не надо. Потому что никому ничего не докажешь, а сам только расстроишься. Не спорь. (Прп. Амвросий Оптинский)"

"Человек, научившись противоречить, сам для себя — меч обоюдоострый: он убивает душу свою, не сознавая того, и делает ее чуждой жизни вечной. (Прп. Симеон Новый Богослов)"

"Более будь на деле привязан к Богу, чем стой в споре за учение о Нем. Всякое слово можно оспорить словом, но жизнь чем оспоришь? (Свт. Григорий Богослов)"

"Пусть лучше предполагают тебя необразованным за скудость в тебе умения прекословить, нежели одним из мудрых за бесстыдство. (Прп. Исаак Сирин)"

"Ссоры начинаются не сами собой, но произрастают от корня самолюбия. (Свт. Василий Великий)"

"Три раза говори другому, и если не захочет, оставь его, потому что спорить – худое дело. И во всяком случае, предлагают ли тебе принять помощь, или ты желаешь подать кому-нибудь руку, говори свое мнение до трех раз, и если он не согласится, перестань с миром и не оскорбляй его. Таков истинный путь Божий. (Прп. Варсонофий Великий и прп. Иоанн Пророк)"

"Откуда у нас огорчения, неприятности, брани, ссоры, завидования? Не от того ли, что домогаемся стоять на своем и защищать свои решения и пожелания. Да, так есть воистину. И нет другого способа избавить нас от козней диавола, кроме отсечения своей воли. (Прп. Феодор Студит)"

"Не пытайся никогда доказать свою правоту, ибо тогда будешь неправ. (Прп. Иосиф Исихаст)"

Самой страшной/злой/вредной/опасной разновидностью спорливости/прекословия/пререкания/любопрения является противление замыслам (правде, слову, логосу, воле, промыслу) Божиим...

Характерным и печальным примером тому являются иудеи, распявшие Христа, постоянно спорившие с Ним по причине зависти, славолюбия, сребролюбия и властолюбия...

Спорливость растет из ненависти и к ближнему, и к Богу...

Она неотделима от гордости, своеволия, сластолюбия и злолюбия, их же и развивая в спорщике...

Иногда в споре действительно может рождаться истина...

Но в этом случае она является всего лишь побочным эффектом прекословия, а не его целью...

Рожденная истина в итоге является той самой "овчинкой", которая не стоит своей "выделки" - той цены (возросшей порочности), которую заплатил за нее спорщик...

Спорливость чаще всего проявляется как в словах, так и в порочных эмоциях - и в раздражительности, и в нетерпении, и в гневе, и в пр. страстях, т. е. прекословие всегда соединено как с празднословием (являясь его разновидностью), так и с сопутствующими ему пороками, их же и развивая в спорщике...

Но спорливость может быть и внутренней (на уровне страстей), бессловесной, не проявляющейся снаружи в разговоре (например, из-за человекоугодия, лицемерия, коварства, страха человеческого, комплекса неполноценности и пр., и пр.)... В таком случае она особенно опасна из-за своей незаметности... Очень трудно найти какой-нибудь порок, так или иначе (прямо или косвенно) не связанный с прекословием или не соединяемый с ним...

Например, спорливость может быть демонстративной, тем самым соединенной с наглостью, она может быть и скрываемой, тем самым соединенной с коварством, она может использовать и доверчивость ближнего, тем самым соединяясь с хамством и пр., и пр. ...

В этом и состоит главная вредность спорливости, которая является очень эффективным и универсальным средством культивирования человеческой порочности...

Причиной многих конфликтов/ссор (в любом социуме - напр., в семье) и проблем в общении/взаимодействии между людьми является прекословие, нередко приводя к вражде, клевете, зависти, предательству, жестокости и пр. проявлениям ненависти...

Степень/величина спорливости в человеке (как и у всех других пороков) может быть различной...

В заключение хочется отметить, что св. ап. Павел призывал христиан к доброй способности отстаивать истину ради Христа, выявления правды и спасения ближних (даже если из-за этого необходимо вступать и в дискуссию)

"19 Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные. (1 Коринф. 11:19)"

Врачуется спорливость покаянием в ней, посильным воздержанием от неё и усердной жизнью по всем заповедям Христовым, смиряющей человека...

"Отходи от всякого человека, любящего спорить. (Прп. Пимен Великий)"

Милосердие

«Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого…»

Христос не домогался чести быть Богом, Он просто всегда был Богом. Он – вторая Личность Божественной Троицы и обладает всеми свойствами Бога, такими как святость, всемогущество, всеведение, вечность и самоуважение, любовь к Собственной славе. В книге пророка Исаии сказано: «Я Господь, это – Моё имя, и не дам славы Моей иному и хвалы Моей истуканам» (Ис. 42:8).

Бог – ревнитель своего достоинства. Он превосходно осознает Свое величие и славу Творца всего и Судьи всех. Он сознает вопиющую несправедливость человеческого отношения к Нему: «Сын чтит отца и раб — господина своего; если Я отец, то где почтение ко Мне? и если Я Господь, то где благоговение предо Мною? говорит Господь Саваоф» (Мал.1:6). «…Меня ли вы не боитесь, говорит Господь, предо Мною ли не трепещете?» (Иер.5:22).

Впадшее в грех человечество и словом и делом постоянно оскорбляет Божественное достоинство. Каждый из нас повинен в этом! Повинен в грехе неблагодарности, пристроившем за собой выводок всех мерзких грехов. Послушайте, что говорит Библия: «Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили… и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся, … заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь» (Рим.1:20-25).

Почему Бог должен равнодушно относиться к вызывающему поведению человека? Некоторые считают, что если Бог вступается за свою поруганную честь, то это плохо и даже преступно. Так ли это? По меркам земной морали люди считаются вполне порядочными, хотя регулярно травят у себя в доме тараканов и моль, со спокойной совестью прихлопывают комара, усевшегося на щеку отведать крови, кипятят воду, убивая кишащие в ней бактерии… Люди вершат суд над живыми созданиями праву владыки. По тому же праву и Бог может уничтожить грешное человечество, досаждающее Ему своим эгоизмом. Может, но не уничтожает!

Читая книгу пророка Исайи, удивляешься, как легко проводить параллели между прошлым и настоящим! В первой главе Господь обличает людей, что они не знают Его, не понимают Божьих наказаний, злодейски грешат и, тем не менее, исправно посещают храм для вознесения молитв и жертвоприношений. В столице царит мздоимство, суды оправдывают виновных и осуждают невинных, никто не вступается за самых обездоленных — вдов и сирот. Народ не почитает единого Господа, но поклоняется истуканам… Разве не то же самое происходит в наших селах и городах?

Куда только не заведет человека его грешная фантазия! Грех замкнул человека на себя самого и «спалил» в нем стремление угождать Богу. Воистину, прав Исайя — каждый совратился на свою дорогу…

С великой скорбью воспринимает Бог поведение людей. Он говорит через Исайю: «К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу. Когда вы приходите являться пред лице Мое, кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои? Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие — и празднование! Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя: они бремя для Меня; Мне тяжело нести их. И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови» (Ис.1:11-15).

Таким образом, деяния людей оскорбляют Божье величие несравнимо больше, чем людям доставляют беспокойство докучливые насекомые. А Бог неизмеримо превосходит всех людей:«Вот народы — как капля из ведра, и считаются как пылинка на весах… Все народы пред Ним как ничто, — менее ничтожества и пустоты считаются у Него» (Ис.40:15-17)… Капля из ведра, пылинка на весах, меньше ничтожества и пустоты. В сравнении с Божьим величием мы значим не больше. И поскольку эта капля греховности и эта пылинка зла доставляют дискомфорт Богу, почему Ему не вытереть тряпкой правосудия грешную каплю или не сдуть злую пылинку в вечный могильник?

По справедливости так и нужно бы сделать, однако ( и можно ли Божье отношение к грешному человечеству вместить разумом?!) Он решил спасти людей через воплощение своего Сына. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него».(Иоан.3:16,17)

Без Христова воплощения в человеческое тело любовь Бога к нам была бы недоказуема и непонятна. Если бы Христос не воплотился, люди не увидели бы наивысшего проявления милосердия, как Он –

– прощал грехи (Мф. 9:2);

– благословлял детей (Мар. 10:16);

– касается рукой прокаженного человека, которого все избегали (Мар.1:40-42);

– утешил вдову, вернув к жизни ее единственного сына (Лук. 7:13);

– кормил хлебом голодных (Мар.8:2-6);

– молился за распинавших Его (Лук.32:34);

– восстанавливал надломленную веру (Лук. 14:15-31)

В нас должна отразиться важнейшая сторона чувствований Христа – Его милосердие. Многим из нас приходится сталкиваться с гордыми, неблагодарными, неуравновешенными, злыми, ограниченными, вредными, непорядочными людьми. Сначала мы пытаемся их вразумить или перевоспитать, а, не преуспев в этом, – решительно отвергаем или даже ненавидим их. Если бы мы обладали неограниченной властью, мы бы совсем избавились от таких людей. Это естественные человеческие чувства. Однако мы призваны явить им не свой плотской нрав, а Христово милосердие.

Служение

«приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек».

Христос не пришел в наш мир как сторонний наблюдатель или искатель славы. Он пришел в мир послужить своему творению. Для этого Ему нужно было человеческое тело. Слово «раб» можно понимать и как слуга. Христос показал, что служение людям является высшим и святым служением. «Сын Человеческий не [для того] пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих». (Матф.20:25-28)

Земная профессия Христа была в глазах людей непрестижной. Казалось, всего лишь плотник – но,несомненно, изделия Его рук были высочайшего качества (разве Бог во плоти может сделать иначе?) и вполне по карману назаретским беднякам.Если вы используете свои профессиональные навыки для служения людям, независимо от их порядочности, вы подражаете Христу!

Христос служил как врач. Невозможно сосчитать, сколько людей получили через Него исцеление. И никто из них не был святым. Некоторые из исцеленных даже не благодарили Христа за оказанное благодеяние. Но все равно Он исцелял! При этом Христос терял силу, которую восполнял через ночную молитву. Если вы заботитесь о больных и при этом теряете силу, вы проявляете чувствования Христа!

Христос служил как наставник. С какими только проблемами не обращались к Нему! И как поделить имение между родственниками, и до какой степени прощать согрешающего брата, как правильно молиться, как платить налоги, когда наступит конец света. Нагорная проповедь Иисуса является самым совершенным пособием по праведной жизни. Если вы стремитесь добрым словом исцелять сокрушенные сердца, то в вас, несомненно, проявляются чувствования Иисуса!

Христос служил как Спаситель. Вот он, незабываемый случай, когда фарисеи привели грешницу ко Христу и сказали: «Моисей заповедал побивать таких камнями, а ты что скажешь?» Этим вопросом они расставили Господу коварную ловушку. Если бы Христос сказал им: «Простите ее!», Его бы обвинили в попрании закона Господня. Если бы Он сказал: «Побейте ее камнями!», был бы повод упрекнуть Его в нарушении Его собственных слов: «Сын человеческий пришел взыскать и спасти погибшее». Уйти от ответа, — значило, проиграть сражение. Христос поступил как Спаситель: «Кто из вас без греха первый брось на нее камень!» Он поставил Своих врагов лицом к лицу с их собственной совестью, они вспомнили свои прегрешения и ушли, оставив Его и женщину. Спаситель сказал ей: «Женщина! Где твои обвинители? Никто не осудил тебя? И Я не осуждаю тебя иди и впредь не греши!»

Дорогие друзья, как важно, чтобы это чувство Христа – осознание себя слугой, — было в нас! Кем мы себя видим: слугами или господами? Если мы господа, то будем требовать внимания, уважения, почёта, вознаграждения и так далее. Если мы слуги, то нам все это будет не нужно. Мужчины, кто вы у себя дома: господа или слуги? Мне скажут: «Ну, конечно, господа. Мы же мужчины!» Но Писание провозглашает «В вас должны быть чувствования Христовы»! Бог стал для людей слугой, и нам нужно подражать Ему!

А вы, женщины, кем себя считаете – слугами или госпожами? Госпожой быть, конечно, приятнее и престижнее, но Павел увещевает: в вас должны быть чувствования Христа — чувствования слуги! Кто отказывается служить нуждающимся людям, отказывается служить Богу. Быть христианами, — значит, быть служителями!





В собеседованиях не должно быть никакой грубости, ибо умных людей обыкновенно украшают скромность и целомудрие более чем дев (прп. Антоний Великий, 89, 68).

***

Когда встретишь человека, который, любя спорить, вступает с тобою в борьбу против истины и очевидности, то, прекратив спор, уклонись от него, совсем окаменевшего умом. Ибо как дрянная вода делает ни к чему негожими самые лучшие вина, так и злые беседы растлевают людей добродетельных по жизни и нраву (прп. Антоний Великий, 89, 70).

***

Не люби прений, чтобы не вселилось в тебя вселукавство (прп. авва Исаия, 89, 331).

***

Не спорьте друг с другом ни о каком предмете (прп. авва Исаия, 59, 8).

***

Не будь спорлив, чтобы не сделаться жилищем всякого зла (прп. авва Исаия, 59, 64).

***

Все, что ненавидит Бог, обитает в душе человека спорливого и горделивого (прп. авва Исаия, 59, 136).

***

Кто порабощен сей страстию <спорливостью>, тот не хочет нести креста своего, а увлекается тщеславием (прп. авва Исаия, 59, 136).

***

Эта страсть <спорливость> ниспровергает все здание добродетели и наводит на душу такой нрав, что она не может видеть света честности (прп. авва Исаия, 59, 136).

***

Кто спорит с пустословом, тот обыкновенно сам ему уподобляется (свт. Василий Великий, 7, 30).

***

Будьте уступчивы друг другу и не заводите споров о том, что ни к чему не полезно (прп. Ефрем Сирин, 30, 232).

***

Лучше быть честно побежденным, нежели одержать победу со вредом и незаконно (свт. Григорий Богослов, 12, 76).

***

Лучше, будучи мудрым, уступать по скромности, нежели, будучи невеждою, надуваться по дерзости (свт. Григорий Богослов, 12, 474).

***

И мы, подражая Христу, можем иногда заграждать уста любопытным совопросникам и их неуместные вопросы решать вопросами же еще более неуместными (свт. Григорий Богослов, 14, 218).

***

Не заботься во всем и всегда одерживать верх. Лучше уступить над собою победу с пользою, нежели победить со вредом. И у борцов почитается побежденным не всегда тот, кто лежит внизу, но часто и тот, кто остается вверху (свт. Григорий Богослов, 16, 206).

***

Опровержение сильных доказательств обличает вместе слабость и других; так бывает и на войне, что когда сильнейшая всех часть войска падет, то на остальную победители сильной части уже не обращают никакого внимания (свт. Григорий Нисский, 23, 100).

***

Не входи в спор с людьми опасными, но скорее уступай, когда это нимало не вредит добродетели; и злоумышление их вскоре обратится в ничто (свт. Исидор Пелусиот, 61, 62).

***

Не тот, кто остается победителем по немощи сопротивников, но тот, кто по величию собственной своей силы овладевает крепкими, и славен, и достоин провозглашения (свт. Исидор Пелусиот, 61, 97).

***

Как срамно побеждать, в чем надлежит уступать над собою победу; так еще срамнее — оставаться побежденным, в чем надлежит побеждать. Ибо не во всяком случае победа — прекрасное дело; но, если предлог хорош и благороден, то она доблестна; а если предлог гнусен и дурен, то и победа весьма худа (свт. Исидор Пелусиот, 61, 156).

***

Поелику малые причины воспламеняют нередко великие войны, то советую тебе не ввергать искр любопрительности. Ибо возбужденные споры в душах разногласящих искореняют все прекрасное (свт. Исидор Пелусиот, 61, 382).

***

Кто намеревается поколебать и опровергнуть мнение старое и утвердившееся, которое человек сильно предубежденный признает хорошим, тому так, как намерение его весьма странно, и не может сделаться удобоприемлемым без предварительных объяснений, не вдруг надлежит говорить противное. Он будет смешон, над ним станут издеваться предубежденные противным решением; напротив того, сначала подкопав мнение многим иным, тогда уже должно обратиться к противоположному. В таком случае слово его будет удобоприемлемо и произведет убеждение (свт. Исидор Пелусиот, 62, 348).

***

...Не напрягайся, не утверждай, не входи в споры, если когда вознамеришься что доказать, потому что многие имеющие такое расположение духа, если и хорошо будут говорить, воспрекословят. Напротив того, благоразумием, кротостью и вопросом придай доказательству большую силу. В таком случае с победою приобретешь славу, что ты человек кроткий (свт. Исидор Пелусиот, 62, 376).

***

Излишние разглагольствия и большая охота спорить о ненужных вопросах производят ссоры и поражают ум слушателей (свт. Кирилл Александрийский, 65, 74—75).

***

Не покушайся разрешить дело темное и запутанное посредством любопрения, но тем, чем повелевает и духовный закон — терпением, молитвою и непоколебимою надеждою (прп. Марк Подвижник, 89, 541).

***

Когда хочешь разрешить какое недоуменное (запутанное) дело, то ищи относительно его того, что Богу приятно, и, конечно, найдешь ему полезное разрешение (прп. Марк Подвижник, 89, 557).

***

Не имей спора с противящимися истине, которые не подчиняются тебе добровольно, чтобы не возбудить в них ненависти к себе по Писанию (прп. Марк Подвижник, 69, 48).

***

Пусть дело не исполнится так, как вы хотите, но будет так, как случится и как требует того нужда, нежели, чтобы от усилия вашего или самооправдания, хотя бы они и были благовидны, вы смущали или оскорбляли друг друга и через то теряли многое ради малого. Случается же часто, что иной теряет и то и другое и совершенно ничего не исполняет, ибо таково свойство любящих спорить (прп. авва Дорофей, 29, 69).

***

Рассказывали об авве Иоанне, что он, придя в церковь и услышав там, что некоторые из братии спорили между собой, возвратился к своей келье, обошел ее три раза и только после этого вошел в нее. Видели это кое-кто из братии и спросили его, почему он так поступил. Он отвечал: «Мой слух был напечатлен словами спора, я прохаживался, чтобы очиститься и уже в безмолвии сердца войти в келью» (106, 294).

***

Рассказывали об одном старце в Келлиях, что он был великий подвижник. Когда он занимался своим деланием, случилось другому, также святому мужу, прийти к его келье и услышать, как старец препирается со своими помыслами: «Доколе я буду из-за одного этого слова забывать все, что знаю?» Стоявший за дверью сначала думал, что старец спорит с каким-либо посетителем. Он постучался в дверь с намерением примирить несогласных между собой. Войдя в келью, видя, что в ней никого нет, и будучи коротко знаком со старцем, он спросил его: «С кем ты споришь, авва?» Он отвечал: «Со своими помышлениями. Четырнадцать книг я выучил наизусть и вот услышал ничтожное слово вне кельи. Когда же, возвратясь в келью, я захотел упражняться в деле Божием, все выученное наизусть как бы перезабыл, и только одно то слово, которое слышал вне кельи, приходит мне на память в час моего служения. По этой причине я препирался со своими помышлениями» (106, 502).












См.также:




































































 
 



  ::     ::     ::     ::