FAIL (the browser should render some flash content, not this).

 



 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 










Богослужение православной Церкви в древнее время в продолжении суток совершалось девять раз, оттого было всего девять церковных служб: девятый час, вечерня, повечерие, полунощница, утреня, первый час, третий и шестой часы и обедня (литургия).

В настоящее время эти девять служб соединены в три церковные службы: вечерню, утреню и обедню. Каждое в отдельности богослужение заключает в себе три церковных службы: в вечерню вошли девятый час, вечерня и повечерие; утреня состоит из полунощницы, утрени и первого часа; обедня начинается третьим и шестым часами и затем совершается самая литургия.

Часами называются такие краткие молитвословия, за которыми читаются приличные к этим временам дня псалмы и молитвы о помиловании нас, грешных.   

НЕДЕЛЬНЫЙ КРУГ БОГОСЛУЖЕНИЯ

       День богослужебный начинается с вечера на том основании, что и при сотворении мира сначала был вечер, а потом утро. За вечернею обыкновенно служба в храме отправляется празднику или святому, которого воспоминание совершается в следующий день по расположению в святцах. В каждый день года воспоминается или какое-либо событие из земной жизни Спасителя и Божией Матери, или кто-либо из св. угодников Божиих. Кроме этого, каждый день недели посвящен особому воспоминанию. В воскресенье совершается богослужение в честь воскресшего Спасителя, в понедельник мы молимся св. ангелам, во вторник воспоминается в молитвах св. Иоанн, Предтеча Господень, в среду и пятницу совершается служба в честь Животворящего Креста Господня, в четверг – в честь св. Апостолов и святителя Николая, в субботу – в честь всех святых и в память всех усопших православных христиан.

ВЕЧЕРНЯ

       Вечернее богослужение отправляется для того, чтобы благодарить Бога за прошедший день и испросить благословение Божие на наступающую ночь. Вечерня состоит из трех служб. Сначала читается девятый час в память смерти Иисуса Христа, которую Господь принял по нашему счету времени в 3-м часу пополудни, а по еврейскому счету времени – в 9-м часу дня. Затем отправляется самое вечернее богослужение, и к нему прилагается повечерие, или ряд молитв, которые христиане читают по прошествии вечера, при наступлении ночи.

УТРЕНЯ

        Утреня начинается полунощницею, которая совершалась в древнее время в полночь. Христиане в полночь являлись в храм на молитву, выражая свою веру во второе пришествие Сына Божия, имеющего придти, по верованию Церкви, ночью. После полунощницы тотчас совершается самая утреня, или такое богослужение, во время которого христиане благодарят Бога за дарованный сон для успокоения тела и просят Господа, чтобы Он благословил дела каждого человека и помог людям без греха провести наступающий день. К утрене присоединяется первый час. Эта служба называется так потому, что отправляется по прошествии утра, при начале дня; за нею христиане просят Бога, чтобы Он направил нашу жизнь к исполнению заповедей Божиих.  

ОБЕДНЯ

        Обедня начинается чтением 3-го и 6-го часов. Служба 3-го часа напоминает нам, как Господь в третий час дня по еврейскому счету времени, а по нашему – в девятый час утра был веден на суд к Понтию Пилату и как Св. Дух в это время дня сошествием Своим в виде огненных языков просветил апостолов и укрепил их на подвиг проповеди о Христе. Служба 6-го часа называется так потому, что она напоминает нам распятие Господа Иисуса Христа на Голгофе, бывшее по еврейскому счету времени в 6-м часу дня, а по нашему – в 12-м. После часов совершается самая главная церковная служба – Божественная литургия.

ЛИТУРГИЯ

       Литургия, или обедня, есть такое богослужение, за которым совершается Таинство Св. Причащения и приносится Господу Богу бескровная жертва за живых и умерших людей. Таинство Причащения было установлено Самим Спасителем. Божественная литургия состоит из трех частей, имеющих разное название, хотя разделение это за обеднею и незаметно для молящегося. Проскомидия, литургия оглашенных и литургия верных – вот части обедни. За проскомидиею приготовляются хлеб и вино для Таинства. За литургиею оглашенных верующие молитвами своими и священнослужителей приготовляются к участию в Таинстве Причащения; во время литургии верных совершается самое Таинство.

        Проскомидия – слово греческое, что значит «принесение». Первая часть литургии называется так от обыкновения древних христиан приносить в церковь хлеб и вино для совершения Таинства. По той же причине хлеб сей называется просфора, что означает с греческого «приношение». Для совершения проскомидии используются 5 просфор в память чудесного насыщения Господом пятью хлебами 5000 человек. Из первой просфоры священник выделяет кубическую часть, потребную для совершения Таинства. Эта часть просфоры называется Агнец, потому что он представляет в себе образ страждущего Иисуса Христа. Из других просфор вынимаются частицы в честь и славу Пресвятой Богородицы и святых, а также и в память всех людей – и живых, и умерших.

       Поминать за проскомидией живых и умерших членов Церкви для них очень полезно. Частицы, вынимаемые из просфор на проскомидии за поминаемые души, погружаются в Животворящую Кровь Христову, а Кровь Иисуса Христа очищает от всякого зла.

        Литургия оглашенных – часть литургии называется потому, что к ее слушанию, кроме крещеных  и допускаемых до причащения, допускаются и оглашенные, т. е. готовящиеся к крещению и кающиеся, не допускаемые до причащения.

        Литургия верных – самая важная часть Божественной литургии. Она начинается с особого песнопения – Херувимской песни. Эта песнь называется Херувимскою как от первых начальных ее слов, так и потому, что она заканчивается песнею херувимов – аллилуиа. Во время пения Херувимской песни совершается Великий вход, или перенесение приготовленных на проскомидии Св. Даров – хлеба и вина – с жертвенника на Св. Престол. А затем следует Евхаристический канон, во время которого происходит пресуществление Св. Даров, т. е. хлеб и вино становятся истинным Телом и истинною Кровью Христовой.

        Завершается литургия верных причащением духовенства и мирян.
















См.также:


































































 
 



  ::     ::     ::     ::