FAIL (the browser should render some flash content, not this).

 



 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 






Успенский пост


Фрукты. Успенский пост
С 14 по 27 августа по новому стилю для нас с вами, как сообщества православных христиан, образующих  собой Православную Церковь земную, начинается особый  период – Успенский пост. Этот пост, включающий в себя несколько праздников, два из которых двунадесятые, словно аккордом небесных звуков замыкает уходящее лето.

Вообще обычай поститься был установлен  с древних времён.  Ещё Адам и Ева получили в раю от Бога заповедь, которая запрещала им вкушать плоды с древа познания добра и зла:  «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт. 2,16-17).

Также известно, что постились многие ветхозаветные праведники: пророк Моисей, царь и пророк Давид, пророк Даниил, пророчица Анна и другие. Пост был особым временем покаяния, плача о грехах и в Богоизбранном народе;  известен ещё пост жителей Ниневии, которые постились, чтобы  спастись от истребления, по причине множества своих беззаконий.

Во время уже Нового Завета Иоанн Креститель проводил свою жизнь а строгом посте и воздержании; сорокадневный пост предварил  служение Самого Господа  Иисуса Христа.

Также и Матерь Божия, являя миру высоту и чистоту своей жизни превыше ангельского образа — «Честнейшая Херувим и Славнейшая без сравнения Серафим», проводила в  молитве, труде и воздержании дни своей жизни.  Постилась Она и перед Своим Успением, о приближении которого была извещена Архангелом Гавриилом, вручившего Ей сияющую райскую ветвь. Само отшествие от земной жизни Божией Матери названо Успением, потому что было подобно сну, в котором Пречистая Дева предала душу в руки Своего Божественного Сына.

Поэтому для каждого из нас время Успенского поста является подготовкой, воспоминанием и причастностью к  событию Успения Божией Матери.

Также к периоду данного поста относятся ещё несколько праздников, наполняющих это время особенным смыслом и влекущих нас на высоту своего  духовного содержания:

— 14 (1 по старому стилю) августа, в первый день Успенского поста, празднуется Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня. В этот день в Константинополе  по причине частых болезней и эпидемий, случающихся в это время, был  установлен обычай выносить из домовой церкви византийских императоров часть Животворящего Древа Креста Господня и помещать в храме святой Софии. Затем святыню носили крестным ходом по улицам города и совершали молитвы «для  освящения мест и отвращения болезней».

Для нашей Русской Православной Церкви этот день важен ещё и тем, что 1 августа по старому стилю состоялось Крещение Руси в 988 году. В хронографах  XVI века мы читаем: «Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа 1».  В наших храмах в этот праздник совершается вынос Креста,  чин освящения воды и освящение мёда. В народе этот день назван  Первым, Медовым Спасом.

Этот день ещё знаменит двумя победами, которые были получены с помощью Божией в Византии при императоре Мануиле в битве с  сарацинами и на Русской земле при князе Андрее Боголюбском в походе  1164 года против поволжских болгар, угнетавших жителей Суздальской и Ростовской земли.  Обе армии имели в своём «арсенале» иконы Спасителя, Божией Матери и Честного Креста Господня, от которых исходили яркие, видимые всем лучи, устрашившие противника.  В память об этих чудесных победах, с обоюдного согласия князя Андрея и императора Мануила и по благословению представителей высшей церковной власти, и был установлен праздник Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице.
Преображение Господне

Каждый год в августе празднуется Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Это событие произошло на горе Фавор, куда Христос взошел помолиться, взяв с собой учеников Петра, Иакова и Иоанна. И  вдруг лицо Его воссияло как солнце и одежды стали сверкающими и белыми как снег, справа и слева от Христа находились пророки Моисей и Илия. Затем ученики услышали звучащие с неба слова: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный; Его слушайте». (Лук.9,35) Преображение Господне свидетельствовало ученикам, что их Учитель не просто праведный человек, пророк, исцеляющий больных и изгоняющий бесов, но что Он Сын Божий.

По традиции, идущей из Ветхого Завета, в этот день мы освящаем плоды нового урожая. В народе этот праздник называется Вторым или Яблочным Спасом.

В вгусте также празднуется перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа нашего Иисуса Христа  в 944 году. Это история появления первого изображения Христа ещё при Его жизни. Предание говорит о том, что в Сирийском городе Едессе был правитель Авгарь, который заболел проказой. Услышав о Христе, который проповедует и совершает чудеса в Палестине,  правитель послал туда художника. Авгарь уверовал, что увидев нарисованный лик   Спасителя, сможет  исцелиться от болезни. Когда художник прибыл  в Иерусалим и увидел Иисуса, в окружении народа, то все попытки нарисовать портрет оказывались напрасными. Тогда Христос подошел к нему, умыл Своё лицо и отер его холстом (убрусом).  На холсте запечатлелся нерукотворный образ, который  Спаситель подал художнику. С благоговением глядя на святое изображение, правитель Авгарь быстро исцелился от проказы, а вскоре и был крещён апостолом от семидесяти Фаддеем. Написав на Нерукотворном Образе слова «Христе Боже, всякий, уповая на Тебя, не постыдится», Авгарь украсил его и установил в нише над городскими воротами.

Нерукотворный Образ (Убрус) Господа Иисуса Христа

В 630 году Едессой овладели арабы, но они не препятствовали поклонению Нерукотворному Образу, слава о котором распространилась по всему Востоку. В 944 году император Константин Багрянородный  перенёс  Образ в Константинополь – столицу Православия, выкупив его у эмира, управлявшего городом. Образ Спасителя был  перенесён духовенством и поставлен в Фаросской церкви Пресвятой Богородицы. Множество людей стекалось поклониться этой святыне, а художники и иконописцы свидетельствовали невозможность достижения эффекта, явившегося в Нерукотворном Образе никакими земными красками. К сожалению после нашествия крестоносцев следы Образа теряются. Существует несколько преданий о его судьбе, но точное место неизвестно до сих пор. Празднование перенесения Нерукотворного Образа, которое совершается в попразднство Успения, в народе называют Третьим, Хлебным Спасом, или Спасом на холсте.

Говоря о значении Успенского поста святой Симеон Солунский пишет, что «Пост в августе (Успенский) учрежден в честь Матери Божия Слова, Которая, узнавши Свое преставление, как всегда подвизалась и постилась за нас, хотя, будучи святой и непорочной, и не имела нужды в посте; так особенно Она молилась о нас, когда намеревалась перейти от здешней жизни к будущей, и когда Ее блаженная душа имела чрез Божественного Духа соединиться с Ее Сыном. А потому и мы должны поститься и воспевать Ее, подражая житию Ее и пробуждая Ее тем к молитве за нас. Некоторые, впрочем, говорят, что этот пост учрежден по случаю двух праздников, то есть Преображения и Успения. И я также считаю необходимым воспоминания этих двух праздников, одного – как подающего нам освящение, а другого – умилостивление и ходатайство за нас».

Окончательное установление Успенского поста произошло на Константинопольском Соборе 1166 года, проходившем под председательством патриарха Луки. Здесь было подтверждено, что все православные христиане согласно с древними уставами должны соблюдать Богородичный пост с 1 по 15 августа (старый стиль).
Успенский пост

Медовый Спас

Медовый Спас — это сугубо народное название одного из праздников Успенского поста. 14 августа православные христиане отмечают Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня.

На Руси церковный смысл праздника тесно перемешался с народными традициями. Эти традиции в основном связаны с земледельческим циклом. Август шел на убыль, крестьяне собирали урожай и были погружены в хлопоты о том, как сохранить плоды трудов целого года.

По обычаю, на Медовый Спас в храмах освящали мёд из нового сбора. Кроме того, именно с этого дня (14 августа по новому стилю) мёд начинали подавать к столу. Хозяйки пекли на Медовый Спас медовые коврижки и пряники, блины с маком и мёдом, пироги, булочки, плюшки с маком.

Яблочный Спас

Яблочный Спас — народное название еще одного праздника, который приходится на период Успенского поста. 19 августа мы празднуем Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. В этот день для постящихся делается гастрономическое послабление: можно есть рыбу, приправлять пищу растительным маслом и подавать к столу немного вина.

В народе Преображение Господне связывали со сбором урожая винограда (на юге) и яблок. Начиная с 19 августа (по новому стилю) крестьяне начинали есть плоды нового урожая. В церкви приносили корзины, полные до краев яблоками, и священник освящал дары природы. Дома пекли яблочные пироги, варили варенье.

Ореховый Спас

Был на Руси и третий Спас — Ореховый. Так народ называл праздник Перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа, который отмечается 29 августа (по новому стилю). Этот праздник приходился на первый день после окончания Успенского поста, то есть на следующий день после Успения Пресвятой Богородицы.

Ореховый (или третий) спас назвали так в честь традиции собирать в это время лета орехи. Еще его именовали «Хлебным». Этот пост считается строгим, поэтому  из пищевого рациона взрослых,  относительно здоровых людей исключаются скоромные продукты и рыба (по уставу рыба разрешается на Преображение Господне). До праздника Преображения Господня не принято вкушать фрукты нового урожая (яблоки, виноград, груши), которые можно кушать после освящения.

Соблюдая церковные установления относительно телесного поста, необходимо помнить и о духовном посте, то есть внимании к душе, анализе своих поступков, мотивов и желаний, ограничении различных зрелищ и  развлечений, участии в таинствах Покаяния и Причащения. Святитель  Василий Великий говорил: «Настоящий постник тот, кто удаляется от всякого зла».

Нам, современным людям, живущим во всё ускоряющемся ритме событий, время поста особенно важно. Оно позволяет сделать небольшую передышку, отодвинуть всё суетное и временное на второй план и задуматься о направлении своего пути: — А тем ли путём я иду? Не окажусь ли в результате в тупике, или ещё хуже — на краю пропасти? Ведь именно к нам обращены слова Господа:  «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф. 7, 13). «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкаюший лев, ища, кого поглотить» (1 Пет. 5,8)
Видя перед собой столь непростую перспективу жизненного пути, мы обращаемся к Той, Которая, будучи одной из нас и перенеся в своей жизни тяжкие испытания, сказала: «Радуйтесь! Я всегда с вами!»…

Успенский пост соединяет в себе светлую печаль о исходе Божией Матери от нашего земного мира,  и надежду на «Неусыпающую в молитвах Богородицу» о каждом из нас, которые усыновлены Ей вместе с апостолом Иоанном Богословом.






Восемь правил преподобного Паисия Величковского о соблюдении поста


Прп. Паисий Величковский (1722 – 1794) – один из выдающихся отечественных афонских подвижников, молитвами и трудами которого в XVIII в. возродились исихастские традиции православного монашества и старчества. Прп. Паисий считал пост одной из важных составляющих добродетелей, помогающих христианину духовно совершенствоваться и бороться со страстями и грехом.

1. Умеренный и разумный пост – основание и глава всем добродетелям. Как со львом и лютым змием бороться, так должно со врагом в телесной немощи и духовной нищете. Если кто хочет иметь ум твердым от скверных помыслов, да утончает плоть постом. Невозможно без поста и священствовать; как дышать необходимо, так и поститься. Пост, войдя в душу, убивает во глубине ее лежащий грех.

2. Прекрасно и полезно всегда быть готовым и находится в подвиге, труде и терпении; однако не ослаблять себя чрезмерным постом и не проводить в бездеятельности тела. Если плоть распаляется по молодости, то много должно воздерживаться; если же она немощна, то нужно довольно в сытость принимать пищу, невзирая на других подвижников, – много или мало кто постится; смотри и рассуждай по своей немощи, сколько можешь вместить: каждому мера и внутренний учитель – своя совесть. Нельзя всем иметь одно правило и один подвиг; потому что одни сильны, другие немощны; одни как железо, другие как медь, иные как воск.

3. Только покушавши, должно быть алчным немного, чтобы тело было и покорно духу, и к трудам способно, и к умным движением чувствительно, и телесные страсти победятся; пост не может умертвить так страстей телесных как умертвляет скудная пища. Некоторые тем временем постятся, а потом предаются сладким кушаньям; ибо многие начинают пост свыше своей силы и другие суровые подвиги, а потом ослабевают от неумеренности и неровности, и ищут сладких кушаний и покоя для укрепление тела. Так поступать то же значит, что созидать, а потом опять разорять, так как тело чрез скудость от поста понуждается к сласти и ищет утешение, и сласти возжигают страсти.

4. Воздерживаться от пищи день, два, три, четыре, пять и седмицу – не всегда может человек, а чтобы каждой день вкушать хлеб и пить воду, так всегда может.

5. Если же кто установит себе определенную меру, сколько в день принимать скудной пищи, тот получает великую пользу. Однако же, относительно количества пищи, должно установить, сколько нужно для укрепление сил; таковой может совершить всякое духовное дело. Если же кто больше того постится, то в другое время предается покою.

6. Святые отцы не повелевают начинать поститься выше сил и себя приводить в ослабление. Возьми себе за правило кушать на всякий день, так можно тверже воздержаться; если же кто более постится, тот как удержится потом от пресыщения и объядения? Никак. Такое неумеренное начинание и происходит или от тщеславия, или от безрассудности.

7. Воздержание – одна из добродетелей, способствующая к обузданию плоти; алчба и жажда даны человеку на очищение тела, сохранение от скверных помышлений и блудной похоти; на каждой же день вкушать со скудостью бывает средством к совершенству, как говорят некоторые; и нисколько не унизится нравственно и не потерпит вреда душевного, кто вкушает на каждой день в определенной час.

8. Умеренному подвигу нет цены. Ибо некоторые и великие отцы мерою принимали пищу и во всем имели меру – в подвигах, в потребностях телесных и в келейных принадлежностях, и все в свое время и каждую вещь употребляли по определенному умеренному уставу.

Святой Праведный Иоанн Кронштадтский о посте
Святой Праведный Иоанн Кронштадтский о посте

Господи! Как свойственно Первообразу привлекать, усвоять себе образы, вселяться и жить в них, — так тем, кои по образу Твоему, должно быть свойственно стремиться со всею любовию, со всем усердием к Первообразу, прилепляться к Нему. Но се плоть наша жадная и сластолюбивая, дебелая, косная отторгает нас от Тебя; нам нужны пост, воздержание, а мы страстны до сластей. Укрепи нас к воздержанию!













См.также:






 
 



  ::     ::     ::     ::